Геологическая революция

В 1950 г. Дэниел начал свой историографический обзор с "революции антиквариев" и "геологической революции".

Первую он усматривал в переходе датчан от антикварианизма к "системе трех веков" в первые десятилетия XIX в., вторую - в одновременной победе флювиалистов (Чарлз Лайель и др.) над дилювиалистами (катастрофистами) в Британии, в результате чего зародилась стратиграфия. В 1962 г. (в год выхода книги Куна!) Дэниел, еще не зная книгу Куна, расширил перечень "революций в археологии". Говоря о первой четверти XIX в., он охарактеризовал ее так: "Эти 25 лет были также периодом любопытных изменений в методах и целях преистории.

Право, не будет преувеличением сказать, что за эти четверть века в археологии произошла революция, и если меня загонят в угол и спросят, какие годы на деле были годами создания преистории, я должен буду сказать, что было 2 периода: первый с 1807 по 1859 - полвека между Томпсоном и annus mirabilis, а второй от 1900 до 1925 четверть века в нашей собственной стране между Питтом Риверсом и теми, кто в начале 20-х гг. революционизировали британскую преисторию. Ибо это была великая революция в преистории в первой четверти нашего столетия, и это революция, которая наиболее отчетливо видна в северных странах Европы и особенно на Британских островах.

Право, не будет экстравагантным рассматривать ее как Британскую революцию в преистории точно так же, как великие изменения, которые произвели "систему трех веков" в первой четверти XIX в. Были Датской (или Скандинавской) революцией в преистории". Основанием для такой оценки первой четверти XX в. послужили такие достижения британской археологии, как тщательная фиксация массового материала, разработка послойно-квадратного метода раскопок, развитие авиаразведки и сплошного обследования регионов, введением понятия археологической культуры. А в 1968 г.

Дэниел добавил к этому перечню еще одну революцию, говоря о "сравнительно-историческом периоде" археологии Старого Света - периоде, "в котором все мы живем, а живем (мы в нем) со времени хронологической революции Либби". В контексте он не оставляет сомнения; это Американская революция в преистории.

Можно оспаривать количество выделенных им революций, их идентификацию и распределение по важности (почему радиоуглеродная оказалась в числе двух главных, почему выпали эволюционисты, почему в совершенствовании полевой методики за первую четверть XIX в. учтен только вклад британских археологов и не учтен вклад немецких и т.д.), но такая корректировка не отменит того, что общий ход развития преистории (так Дэниел называет первобытную археологию) у него мыслится скачкообразным и эти скачки называются революциями.

Включение в число этих революций "хронологической революции Либби" и даже провозглашение ее одной из двух главных показывает, что под революцией Дэниел не имел в виду смену парадигм в духе Куна или смену замкнутых систем понятий и законов в духе Гейзенберга. а просто быстрые, радикальные и важные изменения какого-либо аспекта археологических исследований, ведущие повсюду к существенной перестройке методики и к пересмотру многих реконструкций.
Геологическая революция

Появление термина современная археология

Термин "Современная археология" (СА) появился во время "Новой Антропологии", "Новой Этнографии" и "Новой Лингвистике". Словом, термин не случаен, не безроден и не одинок.

Он родился очень давно - еще в годы становления "новой истории", выступив в названии заметки Уисслера "Новая археология". Но примененный к не очень радикальным и явно не всеобъемлющим новшествам, термин этот, никем не подхваченный, был забыт. В недавнее время его первым возродил Джозеф Колдуэл в небольшой статье "Новая американская археология", появившейся в феврале 1959 г. Но Колдуэл не только отчеканил название.

Просто поразительно, как много будущих методологических девизов Бинфорда предварил Колдуэл в этой небольшой статье: "археология как социальная наука" (social-science archaeology), "культурный процесс", верификации ("proposition to be tested"), интерес к экологии и возможность судить по археологическим материалам прямо и непосредственно о поведении древних людей (минуя реконструкцию культуры)!

Это не значит, что Колдуэл а можно считать зачинателем НА как определенного современного течения. Статья декларативна. В ней нет ни операциональных разработок, ни четкой системы новых теоретических предложений просто констатируется ряд новых, весьма разнообразных тенденций в американской археологии. Любопытно, что, по воспоминаниям Л. Бинфорда, "первым полевым сезоном" НА была его совместная с Пэпуортом стажерская практика в Мичигане летом 1958 года.

Там они начали фиксировать находки in situ, подсчитывать массовый материал и т.п. Сам Бинфорд впоследствии назвал эти бунтарские девизы "тривиальными". Но как бы ни расценивались эти по тогдашним европейским стандартам вовсе не новые правила полевой работы, открытые заново молодыми и тогда безвестными американцами, следует признать, что Колдуэл явно ничего не знал о "новаторстве" юнцов в штате Мичиган.

Он просто улавливал общий дух перемен. Почти одновременно появилась еще одна небольшая статья, автор которой тоже ощущал (но более смутно) некие сдвиги - внедрение физических и математических методов, тягу молодых археологов к точности, строгости, естествоведческой научности, к выявлению законов эволюции общества и культуры; он выразил это в названии статьи: "Меняющееся лицо археологии".

Дух перемен тогда же почувствовала и почти столетняя на тот момент Мари (Мёррей) в Англии и отметила его неприязненно: "Мы все ныне покорены этим священным словечком "scientific" ("научная", "естествоведческая", "точная"), и "scientific archaeology" ("научная археология") стала лозунгом дня. В этой страстной жажде считаться научной археология оказывается теряющей свою гуманитарность".

Видимо, новые идеи витали в воздухе, хотя четко и развернуто сформулированы не были. В 1960 г. был впервые применен в археологии компьютер. В том же году Либби получил Нобелевскую премию за открытие и разработку радиоуглеродного метода датировки. В том же году вышел первый сборник статей по применению количественных методов в археологии - труды первого симпозиума по этой теме; отдельные публикации стали появляться гораздо раньше, но симпозиумы и сборники начались с этого.
Дальше...

Археологическая культура

Археологическая культура – это совокупность материальных памятников и артефактов, которые относятся к одной эпохе и одной территории, и обладают общими чертами.

Как правило, археологическую культуру называют по определенным признакам, которыми она отличается от других: например, по орнаменту или форме керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура), и т.д. Или же по конкретной местности, где впервые были найдены памятники и артефакты данной культуры (к примеру, днепро-донецкая культура).

В археологии термину «культура» придают значение, которое отличается от такового в других научных дисциплинах, в том числе и от общепринятого понятия. Схожие материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно могут принадлежать одному обществу, а различный набор – разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от понятия «археологическая культура», предпочитая ему взамен «технокомплекс», «технологический комплекс», для того, чтобы не смешивать археологическую культуру с подобным термином в социологии.

Когда термин «культура» используется археологами, предполагается, что их находки дают определенную информацию об образе жизни людей, которые оставили определенные памятники прошлого. В случае, если речь об однотипных орудиях труда или других артефактах, то может быть использован термин «индустрия». Понятие «археологическая культура» является главным при описании доисторической эпохи, поскольку о ней практически нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть различными.

Например, теория диффузионизма предполагает такие варианты, как, например, переселение носителей культуры или передача объектов или технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте присутствуют признаки разных культур, что может означать столкновение или совместное существование их носителей – или же эволюцию из одной культуры в другую.

Происхождение понятия «археологическая культура».
Понятие «археологическая культура» было введено австралийским филологом и археологом Вир Гордоном Чайлдом, который находился под сильным влиянием марксизма. В своих трудах он писал:

«Мы находим, что определенные виды материальных памятников – сосудов, орудий, украшений, форм домов и похоронных обрядов – часто воспроизводятся. Подобный комплекс связанных между собой черт мы называем «культурной группой», или же просто «культурой». Предполагается, что подобный комплекс является материальным выражением того, что сегодня называется «народом»».

Как сказано выше, впоследствии определение археологической культуры было пересмотрено, и поэтому сегодня комплекс материальных памятников не считается равным материальному выражению определенного народа.
Археология